Подключение двигателя прямого пуска, выбор всех компонентов

Практически в каждом объекте присутствуют двигатели, которые необходимо подключить. Основную массу электродвигательного оборудования составляют вентиляторы и насосы. Я думаю вы обратили внимание, что у меня в шапке блога показано как раз такое подключение. В этой заметке мы произведем подключение электрического двигателя.

1 Рассчитываем потребляемый ток двигателя.

Потребляемый ток зависит от мощности, напряжения, коэффициента мощности и коэффициента полезного действия. В некоторых каталогах, например насосы Wilo, кроме мощности в характеристиках можно найти и потребляемый ток.

Для расчета тока двигателя можно воспользоваться моей программкой. Там все очень просто. Подставляем данные и получаем расчетный ток двигателя. Скачать мою программу для расчета тока двигателя можно по ссылке.

2 Определяем каким образом у нас будет включаться двигатель.

Как правило, для управления двигателем используют электромагнитный пускатель. Электромагнитный пускатель позволяет управлять двигателем при необходимости с двух и более мест. Например, общая вентсистема на два этажа. Для этого можно поставить пост кнопочного управления (с кнопками ПУСК и СТОП) на каждом этаже, а пускатель разместить в силовом щите. Еще пускатель защищает двигатель от перегрузки. Дополнительные контакты электромагнитного пускателя позволяют сигнализировать о включении или отключении двигателя. Как выбрать электромагнитный пускатель, я посвящу отдельный пост.

Если не требуется предусматривать дистанционное управление и двигатель малой мощности (вентиляторы до 0,3кВт), то можно по месту поставить обычный выключатель освещения или выключатель кнопочный (ВКИ, ПРК).

3 Выбираем кабель от двигателя до пускового аппарата (пускателя, контактора). 

Если двигатель однофазный, то кабель будет трехжильный (1Р+N+PE), если трехфазный — четырехжильный(3Р+PE). До 16мм2 кабель может быть медным, от 16 мм2- алюминиевый. По согласованию с заказчиком кабели от 16мм2 можно также взять медными. Основное условие: допустимый длительный тока кабеля должен быть больше потребляемого тока двигателя.

4 Выбираем кабель от защитного аппарата до пускового аппарата (пускателя, контактора).

В случае с однофазным двигателем — трехжильный (1Р+N+PE). При трехфазном двигателе возможно 2 варианта, все зависит от напряжения катушки пускателя. Я применяю пускатели с катушками на 230В, поэтому кабель — пятижильный(3Р+N+PE). Если вы выбрали пускатель с катушкой на 400В, то кабель в вашем случае будет четырехжильный(3Р+PE).

5 Выбираем защитный аппарат.

Здесь для нас важны две характеристики: ток теплового расцепителя и характеристика электромагнитного расцепителя. От перегрузки двигатель наш будет защищать тепловое реле электромагнитного пускателя. Основное назначение автоматического выключателя – защита кабеля от перегрузки и короткого замыкания. Не стоит завышать уставку автоматического выключателя!

Уставка теплового расцепителя автоматического выключателя выбирается примерно на 10-20% выше, чем потребляемый ток двигателя. Приведу пример, пусть ток двигателя 40А. Подходит кабель 6мм2, но автомат должен быть на 50А. Как видим автомат не защитит наш кабель, поэтому сечение кабеля будет увеличено до 10мм2.

Характеристика электромагнитного расцепителя зависит от пускового тока двигателя. При не правильном  выборе автомат будет срабатывать при пуске двигателя. В случае, как у меня на картинке сверху, расчетный ток 10,8А, пусковой ток равен 10,8*7,5=81А. Автоматический выключатель выбран мною 16D, т.к. 16С может сработать при пуске двигателя (81/16=5,1). В большинстве случаев я применяю автоматические выключатели с характеристикой «С».

комментария 24 “Подключение двигателя прямого пуска, выбор всех компонентов”

  1. Артур:

    Пусковые токи у трехфазных двигателей малой мощности и однофазных двигателей тоже брать 7,5 номинального?

    • k-igor:

      На маломощные двигатели можно смело ставить автоматы с характеристикой «С» и даже не думать о пусковых токах. Даже где-то до 5кВт. 

  2. Артур:

    Выбирать только по рабочему току или номинальному? Двигатель трехфазный 0,37 Вт, Iр (по вашему расчету)=0,91, по техническим данным Iн=1А и еще там дан пусковой ток 5,3А ? И как тут не думать о пусковом токе?

    • k-igor:

      1А это по паспорту? Какой двигатель? Если есть паспортное значение, то можно не считать. Автомат возьмете на 2А, тип «С» Проверим или сработает при вашем пусковом токе 2×5=10А, этот автомат выдержит пусковой ток и 10А.

  3. Артур:

    Да, это по паспорту! Двигатель трехфазный. У вас есть методика расчета автоматов на форуме, а то я думал что 2 амперный автомат должен срабатывать на 2 А почти мгновенно? Я вам один вопрос задал сообщением через контакты, вы получали? 

    • k-igor:

      Время-токовую характеристку автомата нужно смотреть. 2А — это тепловой расцепитель, даже при длительном токе 2,2А он не должен сработать. Ответил вам по почте.

  4. Артур:

    Что-то не могу понять! В письме вы пишите: «2 от ШС к двигателю (3ф с пускателя+N+PE (на корпус)?) Пятижильный кабель до пускателя, четрыхжильный кабель от пускателя до двигателя, при условии что катушка пускателя на 220В.»

    Так если катушка 400 В сколько вести жил от пускателя до двигателя? Катушка питается до пускателя, правильно? как тогда она влияет на количество жил после пускателя?

    В клеммную коробку однофазного двигателя заходит фаза и N, РЕ на корпус садится, да?

    В клеммную коробку трехфазного двигателя заходит только 3 фазы, а РЕ-проводник на корпус, я правильно понял? N не нужен?

    А в вашей статье: «4 Выбираем кабель от защитного аппарата до коммутационного аппарата. В случае с однофазным двигателем — трехжильный (1Р+N+PE). При трехфазном двигателе возможно 2 варианта, все зависит от напряжения катушки пускателя. Я применяю пускатели с катушками на 230В, поэтому кабельш — пятижильный(3Р+N+PE). Если вы выбрали пускатель с катушкой на 400В, то кабель в вашем случае будет четырехжильный(3Р+PE).»

    • k-igor:

      Если катушка на 400В, то до пускателя 4 жилы, после пускателя в любом случае будет 4 жилы, ноль не нужен.

      В клеммную коробку однофазного двигателя заходит фаза и N, РЕ на корпус садится, да? 

      Да, это уже монтажники разберутся по месту куда завести. 

      По поводу  кабеля, я опечатался, спс, за бдительность сейчас поправлю.

  5. Артур:

    Есть ли какие-нибудь особенности выбора автоматов, пускателей, тепловых реле и кабелей для двигателей со встроенным частотным регулятором?

    • k-igor:

      Вы имеете ввиду устройство плавного пуска или преобразователь частоты?

  6. Артур:

    Преобразователь частоты

    • k-igor:

      Нужно посмотерть рекомендации данного преобразователя частоты. Но в общем случае, от ПЧ до двигателя будет экранированный кабель, если длина более 50м до привода, то еще свои особенности. Пускатель в таком случае вам зачем? ПЧ — это в принципе нелинейная нагрузка, поэтому ток может быть больше расчетного.

  7. zezna:

    Подскажите,  если двигатель однофазный — то кабель можно брать двух жильный (1Р+N) или все таки трехжильный?

     

    • Кабель должен быть трехжильный: фаза — ноль — заземление. В старых электроустановках (домах) система зазесления TN-С, т.е. без заземляющего проводника, поэтому там может быть и двухжильный кабель. Сейчас такое не допускается!

  8. Дмитрийй:

    Имеется в наличии 2 двигателя мощностью 50 и 40 кВт 380 В , остальных характеристик неизвестно, как рассчитать кабель, автомат, пускатель, тепловое реле??

    • Возьмем двигатель 50кВт. При КПД=90% и cos=0.9 ток будет равен около 94А. Выбираем автомат с расцепителем 100А  и характеристикой D. Затем выбираем кабель ВВГнг-5×35 (120А). Пускатель и тепловое реле выбираем на ток 94А. 

      Двигатель 40кВт подключаем аналогично.

  9. Александр:

    «Уставка теплового расцепителя автоматического выключателя выбирается примерно на 10-20% выше, чем потребляемый ток двигателя». 

     тепловой расцепитель берётся 1.25Iн 

  10. Сергей:

    Здравствуйте !!! У нас 50 квт. эл.двигатель !!!! Какой нужен магнитный пускатель и теплуха ???

    • Потребляемый ток вашего двигателя будет около 95А. Соответственно на этот ток подбираете пускатель и теплового реле.

      Например, КТИ-5115 и РТИ-5371.

  11. А где же расчет питающей эл. сети 0.4 кв. на допустимое отклонение напряжения на зажимах эл. двигателя при прямом пуске эл. двигателя ?

    • Для двигателей малой мощности это не актуально, а для двигателей большой мощности ставятся, как правило, устройства плавного пуска.

      • Это актуально в сельских зл. сетях с протяженными линиями и маломощными трансформаторами, где установка устройств плавного пуска не всегда выгодна по экономическим причинам.

  12. Екатерина:

    Добрый день. Какой кабель берется для подключения кнопочного поста (стоп/пуск). Трехжильный подойдет?

  13. Если кнопочный пост пластмассовый, то нужен трехжильный кабель. В случае использования ПКУ в металлической оболочке, то нужна еще жила заземления.

Ответить Talik