Основные способы пуска асинхронных двигателей

Практически в каждом проекте мы сталкиваемся с необходимостью  подключения асинхронных двигателей, поэтому нужно знать про основные особенности пуска таких двигателей. В основном – это двигатели вентиляторов и насосов, которые присутствуют в каждом здании.


В интернете по данной теме представлено предостаточно информации, но мне хотелось бы отразить данную тему со стороны проектировщика.

Как можно запустить асинхронный двигатель?

Самый простой и самый дешевый способ пуска асинхронных двигателей – это прямой пуск. Прямой пуск представляет собой присоединение обмоток двигателя непосредственно к сети без изменения электрических параметров сети. Как правило, такой пуск выполняют при помощи электромагнитных пускателей и контакторов.

При малых мощностях двигателей практически всегда применяют прямой пуск. При проектирования возникают ситуации, когда приходится подключать двигатели большой мощности. Четкой границы не существует, но на мой взгляд при подключении двигателей более 50кВт, стоит проверить всю питающую сеть. Дело в том, что для пуска двигателя на валу необходимо создать достаточно большой крутящий момент, поэтому при пуске двигатель развивает большой пусковой ток, в 5-10 раз больше номинального тока. Повышение пускового тока приводит к падению напряжения в сети. Если падение напряжения составит более 15%, то двигатель может просто-напросто не включиться и заодно нарушит работу других электроприемников. Такое может случиться, если питающая трансформаторная подстанция имеет небольшую мощность. В литературе можно встретить такое правило: мощность двигателя должна быть не более 30% мощности трансформатора.

Как запустить асинхронный двигатель в маломощной сети?

В настоящее время для пуска двигателей в маломощной сети широко применяют устройства плавного пуска (УПП). В данных устройствах ограничение тока достигается путем плавного изменения напряжения на обмотках электродвигателях (U/f=const). Таким же образом происходит плавная остановка двигателя.  Благодаря УПП снижается вероятность перегрева обмоток, пуск проходит плавно без опасных гидравлических ударов, в случае с насосами.

Выполнить задачу пуска двигателей в маломощной сети могут и частотные преобразователи (ЧП). Частотные преобразователи выполняют функции УПП и значительно расширяют свои возможности. Простыми словами  - это более навороченное устройство, по сравнению с УПП и ему стоит посвятить отдельную тему =)

Основным недостатком УПП и ЧП является их цена. По сравнению с прямым пуском разница в цене будет не менее чем в 10 раз. Но не стоит забывать, что они отлично справляются со своими прямыми обязанностями: защищают двигатель и сеть от аварийных ситуаций.

Другие способы пуска асинхронных двигателей применяют крайне редко.

Пожалуй, можно еще упомянуть про пуск при пониженном напряжении «звезда-треугольник». Суть данного способа заключается в том, что сначала обмотки двигателя подключаются по схеме звезда, а затем переключаются на схему треугольник. Это позволяет снизить пусковые токи в 3 раза. Такой пуск двигателя достаточно дешевый, всего в 2-3 раза дороже прямого пуска. Я его ни разу не применял.

Какие способы пуска асинхронных двигателей используете вы? 

комментариев 6 “Основные способы пуска асинхронных двигателей”

  1. Андрей:

    В осносном прямой пуск используем (пускатели или совсем уж на мелких вентиляторах реле)).  Причем все двигатели — насосы или вентиляторы(реже)... Сомневаюсь, что УПП спасет от гидроудара... Ток пусковый сгладит, но вот гидроудар...

    УПП ставим редко, на большие мощности и если не нужно регулирование... Частотники еще реже... Только там, где требуется регулирование или поддержание какой-либо величины! Например давления или температуры, или перепад давления или температуры!)

    Согласен насчет частотников, им следует уделить отдельную статью... а то и все три!)  Например, немаловажно упомянуть, что не на каждый асинхронник можно втыкать ПЧ. Конструкция некоторых (обмотка, зазор, пазы...) не позволяет крутить ротор на низких оборотах, например, с поддержанием постоянного момента. И завод изготовитель всегда заблаговременно предупреждает об этом в паспорте движка. Очень много роторов поплавилось от подобной модернизации!

      

    • k-igor:

      Насчет УПП точно не знаю, но частотники должны спасти от гидроудара. Делают специальные станции защиты и управления погружными насосами (СУЗ) на базе частотников.

  2. Андрей:

    Да согласен! Частотники спасают от гидроудара!

  3. flash-myxa:

    Можно по конкретнее расписать при каких мощностях асинхронного двигателя и мощности ТП, можно вкл. двигатель на прямую?

    Подскажите как рассчитать падение напряжение в сети при пуске асинхронного двигателя (есть какие нибудь минимальные параметры падения U при пуске асинхронного двигателя)

  4. Игорь:

    На производстве для пуска электродвигателя дробилки (P=55кВт, Iном=103А, 1480 об/мин) применяется схема пуска «звезда»-"треугольник". Пусковая состоит из 3 контакторов (основной, звезда, треугольник). Схема достаточно типовая, переключение режима пуска осуществляется посредством реле времени (t=5 сек), блокировки в схеме управления выполнены на блок-контактах контакторов, что уменьшает аппаратные требования.

    Нагрузка на валу двигателя- маховик.

    Встречал в Интернете схемы с переключением по сигналу токового реле, но на практике не попадались.

    Недостаток этой схемы в том, что необходимо тянуть 2 кабеля к борно двигателя. На практике это ставит перед выбором, либо располагать централизованно пусковую, но потратиться на 2 кабеля, либо ставить пусковую локально, но тянуть к ней кабели управления от ЦПУ.

Ответить Андрей