Подключение дымовых и противопожарных клапанов

Подключение дымовых и противопожарных клапанов Belimo

Противопожарные клапаны применяют на воздуховодах для предотвращения распространения огня во время пожара. Дымовые клапаны устанавливают на шахтах дымоудаления, для безопасной эвакуации людей с горящего здания. При подключении таких клапанов необходимо соблюдать ряд требований.

В качестве приводов дымовых и противопожарных клапанов у нас, в Беларуси, применяют электромагнитные привода фирмы Belimo. Я рассмотрю требования белорусских нормативов. Возможно у вас будут немного другие нормы и применяемые привода.

В нормальном положении противопожарные клапаны находятся в открытом состоянии, а дымовые – в закрытом.

Все требования по проектированию дымовых и противопожарных клапанов представлены в СНБ 4.02.01-03 (Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха гл.12).

Противопожарные клапаны обычно стоят на границе пожароопасного помещения и помещения с нормальной категорией.

Противопожарные и дымовые клапаны, а также фрамуги для удаления дыма должны иметь автоматическое, дистанционное и местное управление.

В качестве автоматического управления используется сигнал от прибора пожарной сигнализации, который подается на независимый расцепитель вводного автоматического выключателя щита вентиляции. Особенность противопожарных и дымовых приводов фирмы Belimo заключается в том, что при снятии напряжения под действием возвратной пружины заслонка переводится в закрытое либо открытое положение. Поэтому дымовые и противопожарные клапаны должны подключаться от щита вентиляции.

Для местного управления можно использовать пост кнопочного управления с кнопкой типа «грибок» и размыкающим контактом. Кнопка должна быть с фиксацией. При нажатии на кнопку с привода снимается напряжение и заслонка переходит в нужное положение. Для возврата кнопки  в исходное положение, кнопку нужно повернуть на 90 градусов. Например кнопка КЕ131. Кнопка местного управления устанавливается вблизи привода со стороны менее пожароопасной.

Для дистанционного управления используется такая же кнопка, которая устанавливается ближе к выходу из здания. Обычно я предусматриваю одну кнопку для всех клапанов. При большом количестве клапанов это не всегда удается выполнить, поскольку в такой кнопке всего 2 контакта (КЕ131). Есть еще кнопка КЕА-6. В описании написано, что в кнопке КЕА-6 может быть до шести контактных групп. Как вариант еще можно использовать кулачковый переключатель. Я считаю, что это не очень хорошо, т.к. во время пожара человек не должен долго думать, что и как нажать, чтобы все противопожарные клапаны закрыть или наоборот открыть дымовые.

Схема управления двумя противопожарными клапаном представлена ниже.

Схема подключения дымовых и противопожарных клапанов Belimo

Схема подключения дымовых и противопожарных клапанов Belimo

На этой схеме выполнена блокировка запуска вентилятора, пока клапаны находятся в закрытом состоянии. В отдельных случаях этого можно не делать.

Схема построения дымовых клопов аналогична. В этом случае мы должны еще включить аварийный вытяжной вентилятор, естественно пока дымовые клапаны будут закрыты он не включится. Напомню, что электроснабжение аварийной вентиляции должно осуществляться по первой категории надежности.

Если вы проектируете вентиляцию, то обязательно еще прочтите мою статью особенности проектирования систем вентиляции.

комментариев 38 “Подключение дымовых и противопожарных клапанов”

  1. Отличная статья, честно, мне очень понравилось, владелец блога вообще всегда радуете гостей вашими постами.

    Тут с многим сложно не согласится.

    От всего сердца продолжайте в том же духе.

  2. Только не электромагнитные приводы, а электромеханические с возвратной пружиной. И одна кнопка на все клапана, это если в здании только одна защищаемая зона. Открытие, например, клапанов дымоудаления во всем здании только навредит — уменьшит эффективность дымоудаления из зоны пожара.

    • k-igor:

      Алексей, а откуда такая информация, что открытие всех клапанов только навредит? Кстати дистанционное управление я уже немного переделал, использую промежуточное реле.

      • лариса:

        Ответьте пожалуйста, кто должен подключать противопожарные клапана? Пусконаладчик? Электрики или слаботочники.

  3. Pantryk:

    А зачем блокировать включение дымоудаления до открытия заслонок? А если по каким-то причинам какая-то заслонка заклинила и не открывается, так что из-за этого не включать дымоудаление? Приходилось подключать клапана, но про местное управление не думал. Возможно я чего-то пропустил. Чем руководствуетесь выполняя местное управление пожарными клапанами? Если система дымоудаления работает на несколько зон, то мы делали адресное управление задвижками и клапана были не пружинные, а с фиксированными положениями открыто-закрыто.

    Мне кажется, что в пожарных системах важна надежность. Поэтому я сторонник таких систем, что при начале сигнала о пожаре системы должны принять пожарное положение и оставаться в нем вне зависимости от контрольных линий т.к. в процессе пожара они могут и отгореть. А уже возвращать их в непожарное положение их можно и вручную. Поэтому я сторониик независимого расцепителя на пружинных клапанах и поэтому мне немного непонятны ваши схемы с блокировками в пожарных системах.

    • Есть еще одна статья: Схема управления противопожарными и дымовыми клапанами

      Данная схема больше применима к противопожарным клапанам. Зачем включать вентилятор на закрытую заслонку? Здесь проектировщик должен определить нужно ли блокировать либо не нужно. 

      Читайте СНБ 4.02.01-03, если вы из РБ, там написано, какое управление должны иметь клапаны.

      А я сторонник, что в противопожарных системах, должны применяться клапаны с возвратной пружиной, т.к. управление ими не требует первой категории. Пропало напряжение, либо сняли напряжение со щита вентиляции — заслонки перевелись в защитное положение и не важно в каком состоянии находятся силовые цепи и цепи управления. В случае с электромехническии приводами необходимо первая категория. Независимый расцепитель у меня устанавливается на вводном автомате щита вентиляции и служит для автоматическго управления от прибора ПС.

  4. Pantryk:

    Да, я из РБ, проектирую внутрянку. Провел расследование с людьми, которые занимаются автоматикой дымоудаления. Это «лицензируемая деятельность» и потому получать указания о том, как надо управлять клапанами можно только от специалистов, которые разрабатывают раздел АДУ. Так вот 4.02.01-03 отменен в части дымоудаления. На это есть отдельный ТКП 45-4.02-273-2012. В нем про местное управление клапанами идет со ссылкой на ТКП 45-2.02-190-2010 «Пожарная автоматика зданий и сооружений». Автоматика трактует местное и дистанционное управление сразу для системы, а не для отдельных клапанов. Т.е. те красные ручные пожарные извещатели и есть местное управление. Они как раз и ставятся в помещениях из которых производится дымоудаление. Т.е. ненадо делать отдельное для каждого клапана управление и вешать его под кларпаном. Представляете сколько будет непонятных кнопок по стенам и не будешь знать что дергать. Есть отдельно индивидуальное опробование противодымных клапанов, но это решено в разделе АДУ. По электрике, кроме как рубануть по сигналу пружинные клапана, или подвести питание по 1 категории к нужным местам для непружинных клапанов больше ничего и ненужно.

    По поводу блокировки общеобменки при закрытых заслонках. Ну можно конечно, но как показывает практика механическую вентиляцию редко когда включают потому что электроэнергию экономят.

    • А раздел 12 Автоматизация и электроснабжение п. 12.3 разве отменен? Просветите меня, если я это упустил. 

      По дымовым клапанам уже прописали более четко:

      6.10 Дымовые клапаны, фрамуги(створки) и другие открывающиеся устройства шахт, фонарей и окон, предназначенные или используемые для противодымной защиты, должны иметь автоматическое, дистанционное и ручное управление (в месте их установки), обеспечивающие запуск систем, причем пускатель дистанционного управления(кнопка, ключ и др.) следует размещать при выходе из каждого помещения(внутри или снаружи) в соответствии с требованиями ТКП45-2.02-190 (раздел 14).

      Аппаратуру управления указанным оборудованием следует предусматривать в соответствии с СТБ11.14.01 и другими действующими ТНПА.

      8.10 Управление системой противодымной защиты должно осуществляться:

      — автоматически — в соответствии с требованиями СНБ4.02.01;

      — дистанционно — из помещения дежурного персонала(при его наличии);

      — от кнопок ручного пуска, устанавливаемых у каждого поэтажного выхода и выезда, на лестничных площадках(в шкафах пожарных кранов).

  5. Pantryk:

    Я и говорю, что местное не обязательно отдельное. Дергаем пожарный извещатель — срабатывает пржарка и рубит заслонки. 1 местная управлялка на все. Я не утверждаю, что я прав, я просто привожу свое видение данного вопроса. Но чисто логически, слишком много разных кнопок ведет к путанице в критической ситуации. Я местное индивидуальное управление клапанами никогда не делал и замечаний небыло. Конечно это не аргумент — и эксперт тоже человек. Я за то, чтобы делать правильно. Если у вас есть знакомые по противодымной автоматике — спросите их пожалуйста как они это трактуют?

    • Я не против, чтобы их убрать. А как быть тогда с местным опробыванием? Противопожарные клапаны часто приходится подключать, а вот с дымовыми...есть пробел))

    • Денис З:

      В любой момент должна быть возможность проверки работоспособности клапана

  6. Pantryk:

    Так негде не написано, что опробование должно быть местным индивидуальным. Рубанули автомат и прошлись посмотрели все ли закрылись. Противодымка тоже имеет ручное управление для опробования, но это уже другой раздел.

  7. Pantryk:

    СНБ 4.02.01-03 c выходом ТКП 45-4.03-273-2012 не применять в части противодымной вентиляции. П.12.3 СНБ перекочевал в п.6.10 ТКП. Где что ставить по системам пожарки — решать будут люди, разрабатывающие раздел АДУ, которые имеют на это аттестацию. В разделе ЭМ нужно лишь подать питание туда, куда они скажут. А то у нас и дальше будет по два знака «выход» над дверью. Один из раздела ЭО, другой из оповещения. ИМХО.

    • Там не написано ни слова про противопожарные клапаны.

      ...не применять в части противодымной вентиляции.

  8. Pantryk:

    Это да. Формально получается, что на противопрожарные нужно местное управление. Пока для себя решил, что нужно обращать на это внимание разрабатывающего раздел автоматики и уже действовать по заданию, т.к. в любом случае это не вопрос раздела ЭМ.

    • Противопожарные клапаны всегда в моем разделе ЭМ. Я считают здесь нет никакой автоматики, все достаточно просто...

  9. Pantryk:

    Ну дистанционное управление (при пожаре) организуется же в разделе автоматики. Если у вас в организации так разделено, то можно включать и в раздел ЭМ, но управление клапанами это не раздел ЭМ, тем более что должно быть и местное и дистанционное и автоматическое. Может «автоматчик» замутит свою систему в которой все будет увязвно, а тут я со своим местным. Я не против включать в свой раздел по согласованию.

    • Автоматическое у меня — от прибора ПС на независимый расцепитель вводного автомата щита вентиляции.

      Дистанционное — общая кнопка на этаже. 

  10. Столкнулся вплотную с подключением дымовых клапанов.

    В общем суть такая. Все управление делает автоматчик (все кнопки, контроль состояния), силовик подводит лишь 220 В. Категория электроснабжения I. 

  11. Андрей:

    Как же вы тогда статью написали (да еще и не одну), если вплотную с вопросом столкнулись лишь спустя почти три года с написания оной?)

    Заметил, что у вас в разделе ЭМ учитывается добрая половина того, что обычно в разделах автоматики делается... Мне бы такого электрика в смежники...) Я бы горя не знал!)

    Не понял немного из статей по клапанам (из всех): неужели вы на все клапаны привод с возвратной пружиной ставите?

    Я хоть и из России, но на НЗ клапаны дымоудаления ставить привод с возвратной пружиной ну никак нельзя... На НО клапан общеобменной я думаю можно, но НЗ, тем более дамоудаления... Мб я просто не правильно понял, тогда прошу прощения...

    • Так получилось... Дымовые клапаны у меня очень редко бывают. По противопожарным клапанам у меня никогда вопросов не было. Привод я не выбираю, кокой поставят — такой и подключаю.

      Для противопожарных клапанов — у нас обычно ставят с пружиной.

      А почему для дымовых клапанов нельзя использовать привод с возвратной пружиной? У него ведь принцип действия обратный... он ведь и называется ДЫМОВОЙ. Есть на эту тему очень наглядная статья про типы клапанов.

  12. Андрей:

    Нельзя у нас в России, потому как есть пункт снипа, вернее СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности:

    « 7.19 Исполнительные механизмы противопожарных клапанов, указанные в подпункте „в“ пункта 7.11 (в) нормально закрытые противопожарные клапаны), подпункте „б“ пункта 7.13 (б) нормально закрытые — в системах для удаления дыма и газа после пожара) и подпункте „д“ пункта 7.17 ( д) противопожарные нормально закрытые клапаны в каналах подачи воздуха в тамбур-шлюзы), должны сохранять заданное положение заслонки клапана при отключении электропитания привода клапана.»

  13. Андрей:

    Я просто к тому, что статью то читают... И делают потом...Хорошо если только проекты делают... А вдруг кто воплотит, а потом пожар не дай Бог... Ответственность!

    • Мой блог не является официальным источником информации. Я тоже человек и могу ошибаться. 

      А что здесь не так у меня? Я в начале писал, что это в основном относится к РБ.

      Почему в РФ нельзя для системы дымоудаления, например, НЗ электромеханический с возвратной пружиной? Отключилось напряжение — пружина открыла заслонку.

      Не совсем понимаю требование п.7.19, ведь дымовые клапаны подключаются по первой категории и теоретически невозможно отключение электропитания.

       

  14. Андрей:

    Да, я понял, что в РБ, наверное, по-другому. 

    Теоретически при пожаре все возможно, в том числе и отгорание питающих линий... Быть может в РФ этот пункт появился потому как были прецеденты... Выше уже Pantryk уже писал о том, что открытие всех клапанов дымоудаления может снизить эффективность работы системы. Очень часто в проектах система дымоудаления (имеется ввиду система воздуховодов) объединяет несколько этажей, на каждом этаже энное количество клапанов дымоудаления. Отсюда, наверное, и вытекает необходимость устанавливать привод «Откр/Закр», а не с возвратной пружиной...  Может это связано с самим принципом построения воздуховодов системы дымоудаления или с расчетом необходимого объема воздухообмена при пожаре... Я не знаю... Но пункт у нас есть... Для приводов с возвратной пружиной обеспечить сохранение заданного положения заслонки до и после отключения питания невозможно...

     

      

    • В РБ и РФ нормы мало чем отличаются. Если есть отличия, то они не существенные.

      Если считать, что возможно повреждение питающих кабелей при пожаре, то привод без пружины никак не откроет дымовой клапан, а это еще хуже, чем если откроются все клапаны.

      Я считаю привод, который переводится в защитное положение снятием напряжения — самый безопасный. Я  по образованию железнодорожник и все схемы управления светофорами на ж.д. транспорте строятся таким образом, что в случае аварийной ситуации всегда должен загораться красный свет. По аналогии должно происходить и здесь, для дымовых клапанов:  пришел сигнал от ПС — открылся клапан, перегорел кабель — открылся клапан.

  15. Андрей:

       Вашу логику я понимаю прекрасно! И раньше только её и придерживался, но когда столкнулся, как и Вы вплотную, то изучив нормы задумался, а затем еще и был предупрежден технологом, что с возвратной пружиной приводы ставить на пожарные клапаны нельзя. Правда технолог сказала, что нельзя на все клапаны ставить такие приводы... И на НО и на НЗ. Но не только объяснить логику, но и обосновать свои слова нормами она не смогла... А я знаю только этот пункт... 

       Так что добавляю в это обсуждение только пункт... Объяснить, к сожалению, пока и сам не могу! Пожарникам виднее... 

       А в текущем проекте пожарник забрал в свой раздел у меня как дымовые, так и огнезадерживающие клапаны... А если посидеть на форуме пожарников 0-1.ru , то можно прийти к мнению, что шкафы управления системами дымоудаления и пожаротушения (в том числе шкафы с цепями управления и питания клапанов, вентиляторов дымоудаления и тд) должны быть сертифицированы и соответствовать пожарному госту... Я в подробности не вдавался, так как передал эту часть на разработку пожарнику...

  16. Pantryk:

    Не путайте противопожарные — предназначены для ограничения распространения продуктов горения по вентиляции и противодымные — для удаления продуктов горения. Те, что противопожарные ставятся по разделу 6, СП 7.13130.2013. Противодымные это раздел 7. Так вот противодымная вентиляция может делаться сразу на несколько отсеков (этажей), а при пожаре организуется удаление только из 1 отсека. Если откроются сразу все, то вентилятора не хватит, чтобы тянуть со всего одновременно. Поэтому если система приняла определенное состояние, то должна и дальше в нем оставаться. А про противопожарные не написано, что их нельзя с пружиной. Если вся вентиляция перекроется то ничего страшного не случится.

  17. Андрей:

    И я о том же...

  18. Объясните мне тогда, почему электромагнитный клапан не сохраняет исходное состояние? Принцип срабатывания: подача напряжения на электромагнит. В рабочее положение переводится возвратной пружиной. По-моему эти привода как раз и используются в качестве дымовых.

  19. Pantryk:

    Состояние должна сохранять система в целом. Если дымоудаление работает только на 1 отсек, то да — открытое состояние всех дымовых клапанов и есть нужное положение. Если 1 система обслуживает несколько пожарных отсеков, то открытие всех клапанов не есть нужное пассивно безопасное состояние системы. Наверное чтобы как раз и не было путаницы, что когда можно, и ввели строго одно правило — привод должен сохранять положение. Но это только для дымоудаления. Для противопожарных можно и пружинные.

     

  20. Pantryk:

    Допустим нужно перегнать состав из пункта А в пункт Б. Переводим все стрелки в такое положение чтобы поезд доехал куда надо. Поезд поехал и тут бац — сбой в системе управления и все стрелки переключаются в свое состояние «по умолчанию». Я конечно далек от принципов управления на ЖД, но предполагаю, что стрелки при отказах системы сохраняют свое состояние.

    • Не совсем так. Самое главное, чтобы не загорелся зеленый свет, а все остальное ерунда))) Не будем об этом.

      Я правильно вас понимаю, для дымовых клапанов можно использовать только реверсивные клапаны? Что на счет электромагнитного привода?

      Электромагнитные приводы

      Электромагнитный привод представляет собой пружинный привод с электромагнитной защелкой. Основными элементами привода являются пружина кручения и электромагнит, удерживающий заслонку в исходном положении (для дымовых и нормально закрытых клапанов в положении «закрыто», для нормально открытых (огнезадерживающих) клапанов – «открыто»). 

      Управляющим сигналом на срабатывание клапана служит подача напряжения на электромагнит. После срабатывания клапана напряжение 220 В с электромагнита рекомендуется снимать для обеспечения безопасности людей.

      Преимуществом  данного  привода  является  быстрое  (не  более  2  с)  перемещение  заслонки  клапана в  рабочее  (защитное)  положение,  а  недостатком  –  необходимость  ручного  возврата  заслонки  в исходное положение после срабатывания клапана.  

  21. Pantryk:

    Сохраняет заданное положение — значит можно. Другое дело, что когда таких клапанов с пол сотни, то замучаются лазить за подвесные потолки после каждого опробования. Поэтому реверсивный просто удобнее в обслуживании.

     

  22. pum:

    Вопрос. Где прописана необходимость блокировки запуска вентилятора на воздуховодах с закрытыми клапанами ? Исходя из здравого смысла вроде бы ясно, что это нехорошо, т.к. возможно будут дополнительные вибрации, приоткрытие клапанов под действием потока воздуха от мощного вентилятора и т.п. Тем более, соответствующие контакты блокировки присутствуют на приводах. С другой стороны, не получится «проветрить» одно помещение, т.к., например, при закрытии двух других клапанов вентилятор не включится. Тогда сигнал блокировки нужно пропускать последовательно через все приводы. И еще: можно ли дистанционное управление сделать, если просто вывести двухжильный провод параллельно проводу к блоку-реле ПС (на тот же независимый расцепитель)?

    • Вы правильно написали...исходя из здравого смысла. Одно дело если не сблокировать клапан, который находится в конце разветвленного воздуховода, и совсем другое, когда клапан расположен на выходе воздуховода из венткамеры.

      Противопожарные клапаны находятся всегда в открытом положение, закрываются только при пожаре.

      Посмотрите еще статью: 220blog.ru/pro-sxemy/sxem...i-klapanami.html

Ответить ekzabeta