В этой статей будем решать нестандартную задачу по резервированию ДГУ. Я даже затрудняюсь ответить, какая будет категория электроснабжения, если выполнить резервирование ДГУ при наличии двух независимых источников питания.
Это реальная задача, которая была поставлена на
Условия задачи: имеется ВРУ с двумя вводами и резервный ДГУ. Заказчик пожелал установить еще один резервный ДГУ, который запускался бы в случае отказа основного ДГУ.
Все сети существующие, поэтому постараюсь дать самое рациональное решение.
Структурная схема резервирования ДГУ:
Считаем, что с блока АВР-ВРУ для включения ДГУ срабатывает сухой контакт. Для этого необходимо 2 жилы контрольного кабеля. Также на дизель-генератора необходимо подать напряжение для заряда аккумулятора и подогрева картера двигателя в зимнее время. Для этих нужд потребуется еще 3 жилы (L-N-PE).
В итоге для управления ДГУ нам нужен контрольный кабель с 5-ю жилами. Сечение жил будет определяться мощностью нагревательных элементов. Думаю медного кабеля 5×2,5 будет вполне достаточно, т.к. мощность нагревательного элемента около 1,5 кВт, а в сумме двух ДГУ получим нагрузку до 3 кВт.
Питающая линия от ДГУ остается без изменений.
А сейчас самое интересное: схема включения ДГУ.
За основу я взял схему АВР, о которой рассказывал ранее.
Данную схему нужно модернизировать. Для реализации поставленной задачи нам понадобится реле промежуточное типа РЭК с катушкой на 12 В и таймер с катушкой на 12 В с требуемым диапазоном настройки таймера, а также сигнальную лампу на 12 В.
Данные изделия нам необходимо подключить к аккумуляторной сети основного ДГУ. Насколько я знаю, аккумулятор ДГУ имеет постоянное напряжение 12 В.
Контакт дистанционного запуска от блока АВР-ВРУ включает промежуточное реле РП и запускает таймер Т. ДГУ1 включается контактом реле РП. На таймере устанавливается время, например 1 мин. Это значит, что через 1 мин начнется запуск ДГУ2 в случае отказа ДГУ1. Сигнальная лампа необходима для сигнализации получения сигнала от АВР-ВРУ на запуск ДГУ.
Следующая часть схемы блока АВР-ДГУ вам должна быть хорошо знакома.
Два контактора и реле напряжения подключают нужный ДГУ.
Если мы установили таймер на заданное время и через это время не включился ДГУ1, то происходит запуск ДГУ2. Но, если затем все-таки запускается ДГУ1 – происходит переключение на ДГУ1, а ДГУ2 отключается.
Недостатком данной схемы я назвал бы зависимость от аккумуляторной батареи ДГУ1.
Но, все это решается простым решением, о котором я рассказывал в другой статье. Для этого понадобится еще одно промежуточное реле типа РЭК на 12 В для переключения на аккумуляторную батарею ДГУ2. Я надеюсь сами догадаетесь, как его внедрить в данную схему =)
Может быть, предложите более простое решение? Или найдете ошибки… буду рад услышать замечания и предложения.
Я очень сомневаюсь в определении самого принципа работы электроустановки, указанного в данной статье.
Пусть Заказчик отнес свои электропотребители к особой группе первой категории, это его право, наша задача — правильно организовать электроснабжение. Прицип здесь будет такой:
1 Организуется приоритет электроснабжения от ввода 1
2 При отключении ввода 1 запускается первый генератор (ДГ 1), происходит переключение на ввод 2, схема в готовности переключить электроустановку с ввода 2 на ввод 3 от ДГ1.
3 При невозможности запуска ДГ1, запускается ДГ2 и уже он в готовности выполнить функции ДГ1.
Это очень простая схема, мы по ней требуемые нагрузки аэропорта подключаем. Единственное, она очень дорогостоящая даже для аэропортов. Самая большая проблема организовать бесперебойное снабжение топливом.
А что касается автоматизации генераторов, так это все прописано в нормативах ГОСТ 50783-95. Правда может есть уже обновленная версия, не смотрел.
Да, мне кажется, в приведенной схеме АВР на реле напряжения слишком большая ответственность возлагается. Дополнительный контакт пускателя как защиту я вообще не рассматриваю. Одним словом, ставьте механическую блокировку, надежней будет.
А как приложить рисунок? Я бы мог структурную схему по особой первой категории с резервным источником питания выложить.
«А зачем при выходе из строя первого ввода запускать ДГУ?»
Чтоб посадочные огни не погасли на 5 минут, пока дизель пускается.
Это от потребителя зависит может он пару минут потерпеть или нет. Ответственные компьютеры как правило имеют ИБП и подождут, но чем больше мощность тем дороже организовать ИБП и для технологических нагрузок. При больших нагрузках возможно дешевле гонять в холостую генератор, чем бесперебойник ставить.
Первая, первая, если только ДГУ будет работать постоянно. Но я так понимаю, что Вы считаете, что если генератор с автозапуском, то это однозначно 1 категория. Тогда скажите пожалуйста, если в схему вместо АВР установить простой перекидной рубильник и приставить к нему очень спортивного и внимательного человека, который при пропадании напряжения на вводе 1 будет очень быстро перекидывать рубильник на ввод 2, какая категория электроснабжения будет?
Вот то-то.
> ...если только ДГУ будет работать постоянно.
вы случайно не из славного города Санкт-Петербурга?
там в области экспертизе была дана разнарядка интерпретировать 2й ввод, как всегда находящийся под напряжением. только для этого региона я всегда пишу, что (при наличии только одно ввода от сетей) ДГУ работает постоянно (даже для обеспечения 2й категории).
2 ввод, находящийся под напряжением, для потребителей 1 категории электроснабжения «интерпретирует» ПУЭ, а не экспертиза г. Санкт-Петербурга, там так и написано «в нормальных режимах», что ну никак не означает, что в послеаварийных, о чем говорите Вы и уважаемый k-igor. Попробуйте четко сопоставить режимы работы электроустановки с категориями электроснабжения и Вам сразу все станет ясно, прочитайте более внимательно ст.1.2.17 — 1.2.21 ПУЭ
Ну, что, по поводу Вашей работы могу Вам только посочувствовать, но «нельзя объять необъятное». Необходимые и достаточные условия определены нормативными документами.
А бесперебойник, подключенный ко 2 вводу и в нормальном режиме получающий питание от первого обеспечивает первую категорию?
А вот ещё интересно, светильник аварийного освещения с аккумуляторным блоком, запитанный от линии, которая через ИБП подключена лишь к одному вводу будет относиться к 1 категории электроснабжения?
Перечитал ПУЭ. Аккумуляторы и агрегаты бесперебойного питания фигурируют. И еще целый абзац про непрерывность технологического процесса. Вобщем ставим бесперебойник на 10 минут работы, чтобы дизель успел включиться. Обеспечиваем и требование ПУЭ и непрерывность техпроцесса, и дизель в холостую не гоняем.
Хорошо, пусть будет по-Вашему. Только зачем тогда устраивать здесь обсуждение? Кстати, тема была изначально совсем другая. Почитайте, разговор шел о подключении третьего (аварийного) и четвертого (резервного) источника питания. Вы там даже про какого-то Заказчика указывали. На деле — все свелось к пошлой болтовне типа «все, что не запрещено-то разрешено».
Грустно.
Разрешите вклиниться в вашу беседу. Андрей, вы как то очень амбициозно себя ведёте в данном обсуждении. Так рьяно всех критиковать и навязывать свое единственно-правильное мнение не нужно. Это всего лишь беседа, обмен мнениями, опытом...Поспокойнее надо быть. А теперь по теме. Для k-igor — по поводу степеней автоматизации — это вам надо к производителям ДГУ. На сайте контор которые выпускают ДГУ обычно они пишут ДГУ с какой степенью автоматизации они делают, что каждая степень в себя включает и сколько это дело будет стоить. Дальше. Не надо интерпретировать ПУЭ и др. нормы так как вам удобно. Чаще всего их нужно понимать буквально. Так их пишут. Если написано что категория 1-я (как пример), то в пуэ же и написано как это должно быть и как это обеспечить. Не надо додумывать что пока включится генератор, пока там птицы на юг улетят, пока, пока и вывод — дык это ж вторая КНЭ. не надо, а то так можно до такого додуматься... Плюс вы еще не учитываете что объекты разные. Одно дело когда заказчику захотелось помимо двух вводов, авр'a между ними и дгу еще один дгу чтобы ему спокойнее спалось, ради бога, другое это как говорит андрей чтобы посадочные огни не погасли. Давайте отделять мух от котлет и не искать универсального решения.
Нет возможности ответить в диалоге, отвечаю здесь на 01.12.2015 в 12:07.
Это не мой раздел, я просто читал общие замечания экспертизы, вспомнил про наш спор, в котором не стал дальше спорить, а остался при своем мнении и лишний раз убедился в своей правоте.
К первой категории э/с могут относиться какие угодно нагрузки (в соответствии с нормативным перечнем), дело-то не в этом, а в том, что напряжение должно УЖЕ быть на контактах 2 ввода, а не ПОТОМ, когда его подадут с помощью генератора, пусть даже специально подогреваемого.
Игорь, не подскажешь норматив, определяющий расстояние от ДГУ до зданий?
Я смог найти только п.6.2.7.10 ТКП 339-2011, в котором говорится про КТП. А как быть с расстоянием от дизельной электростанции?
Спасибо! Есть ещё норматив ТКП 45-2.02-315-2018 (уже не действует):
— п. 4.4 рассматривает ДГУ как сооружение II степени огнестойкости;
— табл. 8 определяет расстояние от 9 до 12 м;
— пункт 8.2.6