#23 Заземление электропривода задвижки на трубопроводе

#23 Заземление электропривода задвижки на трубопроводе

При проектировании одного из объектов, столкнулся с одной очень интересной особенностью по заземлению электрозадвижки. Это не первый проект, в котором мне приходилось подключать задвижку, однако,  такое заземление я встретил впервые.

Помните мою статью про адаптацию проектировщика к окружающей среде?

При проектировании электроснабжения нужно учитывать, что многие отрасли имеют свои нормативные документы, которые нужно соблюдать при проектировании. Нефтяная промышленность – не исключение.

Вот и у меня был объект, связанный с нефтью. Проектировали мы пожарные резервуары и на трубопроводах устанавливались электрические задвижки. По трубам течет вода, не нефть!

В своем проекте пожарные задвижки подключил кабелем 4×1,5. Однако, получил от заказчика замечание, что необходимо к каждой задвижке тянуть стальную полосу от существующего контура заземления либо делать заземление по месту.

Лично мне задвижку не приходилось подключать на практике, только в проектах. В паспортах никакой конкретики по заземлению не нашел. Со слов заказчика (энергетика) питающий кабель заходит в задвижку и подключается на специальный клеммник. PE-жила в составе кабеля служит для заземления задвижки непосредственно внутри ее, а на корпусе задвижки имеется дополнительная клемма заземления, которую нужно присоединить к контуру заземления.

Я предложил, вывести гибкий провод из внутреннего клеммника через вводной сальник и присоединить к внешней клемме заземления. Такой вариант энергетика не устроил.

Оказывается, в руководящем документе РД-91.020.00-КТН-133-19 (Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Заземляющие устройства) имеется готовый узел заземления задвижки:

Схема заземления электропривода задвижки

Схема заземления электропривода задвижки

Велосипед придумывать не нужно, за нас уже все придумали =)

В итоге, к каждой задвижке я дополнительно тянул стальную полосу 3×40 от ближайшего контура заземления.

Лично я не очень понимаю, зачем трубопровод с водой дополнительно заземлять стальной полосой. Он сам является заземлителем, т.к. находится в земле, к тому же на задвижку мы привели PE-жилу в составе кабеля. Со стороны главгосэкспертизы никаких замечаний по заземлению задвижек не было.

Данный проект подробно был рассмотрен мной в курсе по проектированию кабельных сетей и наружного освещения.

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

комментария 4 “#23 Заземление электропривода задвижки на трубопроводе”

  1. Дмитрий:

    Здравствуйте, а разве корпус задвижки не является ОПЧ (открытой проводящей частью)? В свою очередь ОПЧ присоединяется к ДСУП (дополнильной системе уравнивания потенциалов)

    • Небольшое уточнение, задвижки надземные, стоят снаружи здания. Условно в радиусе 5м от задвижки ничего нет. Какая ДСУП, в чем опасность?

      Также посмотрите ПУЭ п.1.7.76-1.7.77.

  2. Никита:

    Я думаю что на задвижку еще дополнительно кидают полосу в целях защиты от статического электричества на НПЗ и прочих предприятиях. Тем самым все металлические трубопроводы и оборудование представляют на всем протяжении непрерывную электрическую цепь, которая в должна быть присоединена к контуру заземления.

  3. Алексей:

    Здравствуйте! а разве нельзя шлейфом сделать? зачем от каждого винта заземления на шину? До двух на один болт разрешено.

Написать комментарий