Недавно мое внимание привлек пускатель ручной кнопочный серии ПРК32/ПРК80. В своих проектах я их еще не применял. Разберемся, в каких случаях можно применить данное электротехническое изделие и посмотрим, как это повлияет на общую стоимость защиты электродвигателя.
Вот эта картинка в каталоге ТДМ побудила написание данной статьи:
Для управления электродвигателями я чаще всего использую следующую схему управления:
Автоматический выключатель – пускатель (контактор + тепловое реле) – двигатель.
Пускатель устанавливается либо по месту управления, либо в силовом щите. В случае, если пускатель устанавливаем в щите, то для дистанционного управления нам понадобится еще кнопочный пост. Подробнее можно почитать в статье выбор электромагнитного пускателя, контактора.
Разберем достоинства пускателей ручных кнопочных ПРК32/ПРК80.
Пускатель ручной кнопочный представляет собой устройство для управления и защиты электродвигателем. ПРК32/ПРК80 имеет защиту от токов короткого замыкания, перегрузки и выпадения фазы. Конструктивно ПРК – автоматический выключатель типа «D» + тепловое реле.
ПРК позволяют использовать такие дополнительные аксессуары как:
- расцепитель минимального напряжения;
- расцепитель независимый;
- дополнительный контакт;
- аварийный контакт;
- защитная оболочка с кнопкой IP54.
А теперь о недостатках.
Основным недостатком ПРК я бы назвал то, что это устройство для ручного управления. Для этого оно видимо и разрабатывалось конструкторами. В случае если вам требуется предусмотреть управление с нескольких мест, выполнить блокировку с другими устройствами, предусмотреть дистанционное управление, то пускатель ручной кнопочный вам не сможет заменить электромагнитный пускатель.
Проектные решения должны быть экономически обоснованы, поэтому посмотрим на стоимость электротехнических изделий, которые можно применить для защиты электродвигателей. В этой статье я не рассматриваю частотные преобразователи и другие специализированные устройства защиты и управления асинхронными двигателями.
Наименование изделия | Цена, $ |
Автоматический выключатель 3Р, In=16А, тип «С» | 3,4 |
Автоматический выключатель 3Р, In=16А, тип «D» | 4,2 |
Контактор малогабаритный КМИ In=18А | 8,64 |
Тепловое реле РТИ In=(12-18)А | 6,38 |
Контактор малогабаритный КМИ в оболочке In=18А, IP54 | 28 |
Пост кнопочного управления IP54 с кнопками «ПУСК» и «СТОП» | 5 |
Пускатель ручной кнопочный ПРК32 In=(13-18)А | 19,16 |
Защитная оболочка с кнопкой «Стоп» IP54 | 13,44 |
Первое, что хотелось бы отметить, автоматические выключатели с характеристикой «С» дешевле и его проще купить, поэтому не стоит на все подряд электродвигатели устанавливать автоматы типа «D». Выбор типа электромагнитного расцепителя автоматического выключателя зависит от пусковых токов двигателя.
Для наглядности приведу пример. Пусть потребляемый ток двигателем In=10А. Мы выбираем автомат на 16А тип «С», т.к. данный автомат выдержит пусковые токи 16*5/10=8In. В данном случае нет смысла ставить автоматический выключатель типа «D».
Рассмотрим две схемы управления электродвигателем с помощь ПРК и сравним их с аналогичными схемами, в которых применяют электромагнитные пускатели. Напомню, целью данной статьи является проверка насколько ПРК дешевле пускателя.
1 Управляющий элемент (пускатель, ПРК) устанавливается по месту, вне электрического щита.
В таком случае схема будет выглядеть так:
- Автоматический выключатель – пускатель IP54 — двигатель.
- Автоматический выключатель – ПРК32/80 + защитная оболочка — двигатель.
Автомат не учитываем, т.к. он присутствует в обеих схемах. Стоимость пускателя IP54 + тепловое реле 28+6,38=34,38$, ПРК32/80 + защитная оболочка — 19,16+13,44=32,6$
Вывод: применение ПРК32/80 и применение пускателя обойдется примерно одинаково. Разница в цене составит порядка 6%.
2 Управляющий элемент (пускатель, ПРК) устанавливается в электрическом щите.
Данная схема подойдет, если щит стоит в том же помещении, где нужно выполнить управление двигателем, я бы еще добавил для нечастных коммутаций и если управление двигателем будет удобно со щита.
- Автоматический выключатель – пускатель IP20 – пост кнопочного управления IP54 — двигатель.
- ПРК32/80 — двигатель.
В первом случае получим: 4,2+8,64+6,38+5=24,22$
ПРК32/80 стоит 19,16$
Разница в цене около 20% в пользу ПРК32/80.
Цитата из каталога (про ПРК):
Цена гораздо ниже, чем при покупке автоматического выключателя и теплового реле перегрузки в силу использования регулируемого теплового расцепителя в автоматических выключателях защиты двигателя.
Думаю, все это проделки маркетологов, которые сравнивали ПРК не с тем, чем следовало бы =)
Исходя из этого, можно сказать, что производители слегка приврали, т.к. выгода от применения ПРК в лучшем случае составит 20%, при этом в плане удобства управления, на мой взгляд, ПРК уступает электромагнитным пускателям (контакторам).
P.S. Я не в коем случае не против ПРК, я просто хочу быть объективным. Возможно, в ближайшее время начну их применять в своих проектах.
Это в теории,а на практике не проходит. Так как у производителей заявленные характеристики не всегда соответствуют действительности Пример из работы: двиг. АИР (приточная вентил ВЦ),380В, ток пуск7-10 ном.,мощн 5.5 кВт, 3000 об/м. Условия работы-частые пуски и остановки. Автомат класса «С» выдерживал этот режим только с номиналом 40А)))) И был заменен на «D» 16А, а в последующем на ПРК-32-14.
ПРК используем как совмещение автомата и теплового реле.
В моей практике еще ни разу не было проблем с отключением автоматов типа «С». В вашем случае, действительно нужно 16D.
Игорь, попробуй сравнить ценники на аппаратуру для двигателей помощнее. Там и разница в цене будет побольше.
В примере 1Вы в первом случае потеряли тепловушку, а во втором зря включили автомат...
Получается это вы сравнивали ПРК не с тем, чем следовало бы
Читайте внимательно статью. Не потерял тепловое реле. Автомат не зря включил, т.к. для ПРК я его исключил, поскольку ПРК защищает и кабель.
При пропадании фазы ПРК отключает двигатель? "Ноль-защита" срабатывает ? Что-то не понял выражения "выпадение фазы"!
Я так понимаю эту функцию выполняет тепловое реле. Пропала фаза — ток в других фазах возрастет и сработает тепловое реле.