Любой проект внутреннего электроснабжения включает в себя расчет электрических нагрузок. С помощью моих программ (220soft) данный расчет делается очень легко, и задача проектировщика значительно упрощается. Можно все посчитать и на калькуляторе =)
Однако, программа сама ничего не считает, нужно вводить исходные данные. Один из важнейших параметров, который необходимо знать – коэффициент спроса (Кс) или коэффициент использования (Ки).
Где искать эти исходные данные?
1 #48 Справочные данные по расчетным коэффициентам электрических нагрузок.
2 П1-2019 ТКП 45-4.04-326-2018 (Расчет электрических нагрузок для жилых зданий)(РБ).
3 СП 256.1325800.2016 (Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа) (РФ).
Очень часто приходится импровизировать и выдумывать Кс(Ки) исходя из своего опыта проектирования.
Кстати, если вы проектируете в РБ, то может возникнуть вопрос, а как рассчитывать общественные здания ведь в П1-2019 ТКП 45-4.04-326-2018 о них ничего не сказано. Я считаю нужно пользоваться старыми отменными документами, пока не ввели ничего нового…
Но, данная тема немного о другом. Дело в том, что у меня на youtube-канале вышло видео на эту тему, но т.к. на него подписаны далеко не все читатели блога, то решил продублировать эту тему и на блоге.
[youtube]TKulWWJttlU[/youtube]
Хочу дать некоторые рекомендации по выбору Кс(Ки) при расчете электрических нагрузок.
Рассмотрим на примере. Допустим нам нужно выполнить расчет электрических нагрузок компьютерного класса на 21 компьютер.
Согласно СП 256.1325800.2016 до 3-х ЭВМ Кс=0,5, более 5-ти – Кс=0,4.
Предположим мощность одного компьютера по заданию технолога — 0,5кВт. Мощность в данном случае не играет никакой роли.
1 Выбор Кс(Ки) для групповой линии.
а) Групповая линия состоит из 1-3 компьютеров: Кс(Ки)=0,5.
б) Групповая линия состоит из 4-х компьютеров: Кс(Ки)=0,45.
В этом случае Кс(Ки) определен методом интерполяции. Программа имеется в наборе 220soft.

Интерполяция Кс(Ки)
в) Групповая линия состоит из 5-ти и более компьютеров: Кс(Ки)=0,4.
Рассмотренные Кс(Ки) необходимы для расчета группового тока и выбора защитного аппарата.
При расчете групповых токов Кс(Ки) будут такими:

Выбор Кс(Ки) для группы
2 Выбор Кс(Ки) для электрического щита.
При расчете электрического щита Кс(Ки) выбирается с учетом всех однотипных ЭП и для всех групп он будет одинаковый.
В нашем случае всего 21 компьютер, поэтому Кс(Ки) для всех групп будет равен 0,4.
При расчете щита целиком Кс(Ки) необходимо проставлять, как в этом примере:

Выбор Кс(Ки) для щита
Аналогично выбирается Кс(Ки) для других однотипных ЭП. Скажу честно, на практике я так не заморачиваюсь. Если есть возможность, лучше пусть будет небольшой запас по мощности. Да и не так часто приходится подключать большое количество одинаковых ЭП на один щит.
Вот так можно при необходимости манипулировать Кс(Ки) при расчете электрических нагрузок =)
RSS Feed
Twitter







11 октября 2020
k-igor
Рубрика:
Метки: 

Игорь, если буквально читать СП256.1325800.2016, то, выходит, некорректно для групповых сетей применять коэффициент спроса:
7.2.7 Коэффициенты спроса для расчета нагрузки вводов, питающих и распределительных линий силовых электрических сетей общественных зданий следует определять по таблице 7.8.
Т.е. на щит мы применяем (и тогда считаем общее число подключенных к щиту компьютеров и определяем для них коэффициент спроса), а для групповых линий не применяем (берём единицу).
Я аналогичный подход использую с двухэтапным определением Кс. ddecad.ru/kak-rasschitat- ...tipami-nagruzok/
Правда, в моей расчётной таблице для щита можно указать ещё и общий Кс. Тогда при определении расчётной мощности щита будут применяться как групповые Кс, так и общий Кс на щит. Получается более гибкая система. Например, в распредщит подключаются не только групповые щиты со своими Кс, но и групповые сети. Для групповых сетей надо указывать Кс=1, но при расчёте мощности щита их общий Кс может меньше единицы.
По идее, и общая расчётная мощность нескольких групповых щитов меньше их суммы их расчётных мощностей, но лучше иметь запас, как правильно было замечено 😉 А указание общего Кс на щит даёт возможность посчитать и с запасом, и без. Рекомендовал бы рассмотреть добавление такой возможности в расчётные таблицы 220soft, если в них этого нет.
Не согласен, что для групповой линии нужно использовать Кс=1. На этот вопрос я уже отвечал под видео на ютубе.
Смотрел встроенное видео на сайте, ютубовских комментариев, естественно не видно.
Я не считаю корректной отсылку к примечанию 2 этой таблицы, если говорить о групповых сетях. Это примечание говорит о том, что если к распределительной, питающей сети или вводу подключен один ЭП, то его Кс следует брать равным 1, а не из столбика «До 3».
Приведённый в комментариях на YouTube пример, конечно, малореален, но если следовать нормативу, то выходит на группе из 5 компьютеров Кс=1, а для питающего этот щит (состоящий из одной группы на 5 компьютеров) кабеля Кс<1.
С точки зрения здравого смысла это бред, конечно.
Статья не о компьютерах, а об сути расчета. Не нужно даже привязываться к этой таблице.
Для одного силового ЭП Кс=1, для нескольких будет меньше 1 в зависимости от тех данных, что можно найти в различных источниках. Я в расчет не беру какие-либо специализированные потребители.
У нас разве идеальные нормативные документы? Почему занимаетесь буквоедством, вместо того, что бы включить здравый смысл?
Сталкивался с подобным буквоедством при согласовании.
Наши нормативы не идеальные, а идеальных никогда не будет и не может быть.
С точки зрения здравого смысла для одного силового ЭП Кс=1, для нескольких Кс<1 — это логично и я даже не собирался начинать это оспаривать.
Но в нормативах Кс<1 для нескольких ЭП в групповой сетях не прописан, т.к. Кс прописан только для вводов, питающей и распределительной сети.
Для сетей освещения чётко прописали, что Кс=1 для групповой сети. Здесь чётко не прописано, но т.к. в формулировке Кс не распространяется на групповую сеть, логичным выводом является брать его =1, хотя здравого смысла в этом никакого.
Поэтому считаю, что на группах следует указывать Кс=1, чтобы не было замечаний от экспертов-буквоедов при согласовании, но проектировать не забывая про здравый смысл.
Так вот посмотри ТКП 45-4.04-149-2009, п.8.2 Электрические нагрузки общественных зданий.
Таблица13—Коэффициент спроса розеточной сети освещения
А что такое розетоная сеть освещения?)
Точного определения нигде нет, полагаю это сеть либо с розетками либо с освещением, либо совмещенная, походу для этой таблицы непринципиально.
групповая сеть: Сеть от щитков, распределительных пунктов и главного распределительного щита до светильников, штепсельных розеток и других электроприемников.
А какое отношение имеет эта таблица к рассматриваемой теме? Я ведь не абстрактные розетки по 60Вт рассматриваю, а конкретные потребители, у которых есть свой Кс(Ки).
Про 60Вт ничего в п.8.2 Электрические нагрузки общественных зданий. не нашел; определения розеточная сеть освещения в нормативке не нашел.
Но не суть: вероятность того, что в одной группе будет включена вся нагрузка довольно таки высокая, и занижать ее как в описанном выше случае с ПК, менее чем на 40% не вижу резона. (длительно допустимый ток, уставки защиты).
Для своих расчетов постоянно пользуюсь таблицей для расчетов Кс технологического оборудования. Только оборудование лучше разделить по мощности хоть как-то. И не считать 0.1кВт и 20кВт как два технологического оборудования.
Например у вас:
20 компьютеров по 0,5кВт
6 кондиционеров по 3кВт
1 плита 10кВт
2 бойлера по 2кВт
3 роутера 0,2кВт.
В данном случае предлагаю разделить по мощности:
1) до 1 кВт, (3+20=23 — Кс = 0,435)
2) от 1 кВт до 4 кВт (6+2=8 — Кс = 0,65)
3) от 4 кВт (1 — Кс = 1)
Pp = (0.5*20+3*0.2)*0.435 + (6*3+2*2)*0.65 + 10 = 4.611+ 14.3+ 10 =28.911кВт
Главное разбить примерно по одной мощности и не делать в одну группу 100кВт и 0,1кВт
А то получится (23+8+1 =32 — Кс = 0,393)
Pp = (10.6+22+10) = 16,74 кВт
Думаю здесь и так все понятно, что первое число более реально.
Был один проект, где считал Кс оборудования для каждого силового щита и Кс для всего оборудования на объекте. Примерно сходилось. +/-20кВт при общей нагрузке 500кВт.
Добрый день.
Правильно ли я понимаю, что коэффициент спроса не может задаваться для нагрузок, которые рассчитаны по удельным мощностям? То есть помещение офиса, например, в бизнес-центре. Дана площадь и удельная мощность в ЗнП — 40 Вт/м2. Там же в ЗнП заказчик прописал коэффициент спроса для офисов — 0,8. Я считаю, что это неправильно, так как не входит в логику расчет. Если уж и использовать какой-то коэффициент, то несовпадения максимумов нагрузок (который прописан в СП 256).
Согласен, в данном случае Кс не нужен.