Электрощитовая – идеальное помещение, на котором можно показать, как реализовываются многие требования нормативных документов по освещению в наших проектах. Рассмотрим, как можно выполнить освещение электрощитовой разными способами.
Для начала пройдемся по некоторым нормативным документам и посмотрим, какие требования по освещению предъявляются к электрощитовым и на основании этих требований выполним освещение электрощитовой.
Основные нормативные требования РБ:
СН 4.04.01-2019 (Системы электрооборудования жилых и общественных зданий).
7.2.2 При аварийном отключении рабочего освещения для продолжения работы следует предусматривать освещение безопасности:
— в помещениях диспетчерских, операторских, на пожарных постах, на постах постоянной охраны; в машинных залах вычислительных центров; киноаппаратных; узлах связи; электрощитовых; в гардеробах с количеством мест для хранения 300 и более; в главных кассах; в детских комнатах и дебаркадерах магазинов, в торговых залах магазинов самообслуживания; в групповых и игрально-столовых помещениях дошкольных учреждений; в вестибюлях гостиниц; залах ресторанов; в машинных отделениях лифтов; в помещениях спасательного фонда гостиниц и турбаз; в помещениях для хранения опасных веществ (кислот, ядохимикатов, дезинфицирующих средств, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, баллонов со сжиженными газами, радиоактивных веществ и т. п.);
10.7 В качестве защитной меры сверхнизкое напряжение по ГОСТ 30331.3 для переносного освещения следует применять:
— при напряжении до 50 В — в помещениях светокопировальных, мастерских по обработке металла и древесины, на стоянках электрокар с зарядкой и ремонтом аккумуляторов, в механических сушильно-гладильных отделениях, холодильных станциях, электрощитовых, тепловых пунктах, бойлерных, насосных, машинных отделениях лифтов, технических этажах, в помещениях для оборудования вентиляции и кондиционирования воздуха;
СН 2.04.03-2020 (Естественное и искусственное освещение).
Согласно СН 2.04.03-2020 – нормируемая освещенность электрощитовой в жилых и общественных зданиях — 75лк, в остальных – 150/200лк. Такие же требования по освещенности и в российских нормах.
Основные нормативные документы РФ:
СП 256.1325800.2016 (Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа):
15.42 Розетки для присоединения переносных светильников следует предусматривать в помещениях с технологическим оборудованием, для ремонта которого недостаточно общего освещения.
Защитная мера — сверхнизкое напряжение по ГОСТ Р 50571.4.41 должна применяться для переносного освещения:
— при напряжении до 50 В в помещениях светокопировальных, мастерских по обработке металла и древесины, на стоянках электрокар с зарядкой и ремонтом аккумуляторов, в механических сушильно-гладильных отделениях, холодильных станциях, электрощитовых, тепловых пунктах, бойлерных, насосных, машинных отделениях лифтов, технических этажах, в помещениях для оборудования вентиляции и кондиционирования воздуха;
— при напряжении 12 В в отделениях механической стирки и приготовления раствора и других помещениях с мокрыми технологическими процессами.
СП 52.13330.2016 (Естественное и искусственное освещение).
СП 439.1325800.2018 (Правила проектирования аварийного освещения).
В соответствии с СП 439.1325800.2018 в электрощитовой может быть резервное освещение либо эвакуационное (освещение зон повышенной опасности). Это, пожалуй, одно из ключевых отличий норм РФ и РБ. По факту в РФ практически убрали резервное освещение, т.к. во многих электрощитовых нужно уже делать освещение зон повышенной опасности, но при этом пишут достаточно хитро – «помещения ГРЩ, ВРУ». На мой взгляд, это не совсем верное определение, т.к. таких помещений я в своих проектах не встречал, а вот «электрощитовая» имеется в каждом проекте. В чем сложность была написать – ЭЛЕКТРОЩИТОВАЯ?
Получается, чтобы правильно сделать освещение электрощитовой нужно четко знать некоторые нюансы и требования.
1 Разумеется, в каждой стране свои нормы, поэтому нужно ориентироваться на нормы той страны, где проектируете. Хотя нормы РБ и РФ очень похожие, в некоторых местах есть отличия.
По белорусским нормам в электрощитовой должно быть рабочее, резервное (освещение безопасности) и ремонтное освещение.
По российским нормам в электрощитовой должно быть рабочее, резервное (или освещение зон повышенной опасности) и ремонтное освещение. В зависимости от типа объекта по СП 439.1325800.2018 должны определить какое будет аварийное освещение: резервное или эвакуационное (освещение зон повышенной опасности).
Также нужно учитывать, что резервное освещение не относится к электроприемникам 1-й категории. Да, не все со мной согласны, но это не мое мнение, так было всегда, за исключением особых объектов.
Вот цитата с сайта normacs:
Аварийное эвакуационное освещение является одной из первостепенных систем обеспечения безопасности зданий наряду с системами противопожарной защиты.
Аварийное резервное освещение используется в случаях, когда при нарушении питания рабочего освещения требуется нормальное продолжение работ. Исходя из этого, введено требование разделения сетей эвакуационного и резервного освещения, начиная от устройства АВР. Это обеспечивает максимальную надежность работы эвакуационного освещения.
Резервное аварийное освещение не относят к системам обеспечения безопасности зданий, так как оно требуется для продолжения работы, а не для эвакуации. Поэтому для резервного освещения используют обычные электропроводки и светильники. Если резервное освещение используется только в отдельных помещениях, то в ряде случаев целесообразно выполнить его по требованиям к эвакуационному освещению, чтобы не выделять для резервного освещения отдельную распределительную сеть.
2 В РФ освещение электрощитовой будет зависеть еще от категории электроснабжения здания.
Рассмотрим, как можно реализовать освещение электрощитовой.
Вариант №1.
В своих проектах чаще всего применяю данный вариант реализации освещения в электрощитовой. В РБ этот вариант подходит для любой категории электроснабжения, в РФ – если в электрощитовой нужно резервное освещение либо если объект попадает под 1-ю или 2-ю категории электроснабжения.
Используется один светильник рабочего освещения, второй – резервный (эвакуационный). Подключаются они к разным группам освещения от ВРУ, ЩО или ПЭСПЗ, разумеется от ПЭСПЗ подключается только аварийное освещение. На каждый светильник устанавливается свой клавишный выключатель. Понижающий трансформатор включается в сеть рабочего освещения. Никаких аккумуляторов.
В РФ эвакуационные сети освещения выполняются огнестойкими кабелями, в РБ – обычными. Для резервного освещения подойдут обычные кабели.
Вариант №2.
Практически такая же схема, как и в первом варианте, за исключением того, что аварийный светильник используется с БАП.
В РБ мне даже сложно представить, когда бы я смог применить такую схему…
Кстати, например в РБ, в жилых домах и общежитиях высотой до 75 м (за исключением жилых домов и общежитий высотой до пяти этажей с плитами на газообразном и твердом топливе и одноквартирных – восьмиквартирных домов): освещение безопасности должно быть выполнено по первой категории. По факту схема практически не поменяется, как правило, такие объекты всегда имеют 2 независимых источника электроснабжения.
В РФ данная схема будет для объектов 3-й категории электроснабжения, в которых электрощитовая попадает под требования эвакуационного освещения (зон повышенной опасности). В случае применения светильников с БАП — сети могут быть выполнены обычными кабелями.
Запомните, БАП – это зло и нужно всегда проектировать так, чтобы их не пришлось ставить))
Если вы ставите БАП, то должны учитывать, что во время аварии светильник будет работать примерно на 20%, при этом вы должны обеспечить минимальную освещенность не менее 15 лк для зон повышенной опасности.
Порой в проектах встречаю один эвакуацонный светильник с БАП в небольших элекрощитовых. Так делать нельзя, всегда должно выполняиться рабочее и аварийное освещение, один светильник не может выполнять обе функции, даже если он с БАП.
Выключатели управления светильниками электрощитовой следует размещать внутри помещения, чтобы случайный прохожий не смог выключить свет. Степень защиты осветительного оборудования – IP31, поскольку ВРУ имеет такую же степень защиты.
RSS Feed
Twitter







21 января 2015
k-igor 
Рубрика:
Метки: 

Автор, ты из какой пещеры вылез? 🙂 На дворе 2015 год!
1. Актуализированный СНиП 23-05-95* называется СП 52.13330.2011 и действует с 2011 года. В соответствии с этим документом освещение безопасности теперь называется резервным аварийным освещением и нормируется как 30% от нормируемого значения рабочего освещения (п. 7.110). Освещение безопасности по СНиП 23-05-95 нормировалось 5% от рабочего. Обеспечить такую освещённость в течение часа светильником на встроенном аккумуляторе практически невозможно.
2. В электрощитовой освещённость от рабочего освещения на оборудовании должна составлять 200 лк (см. СП 52.13330.2011, Приложение К, предпоследний пункт).
3. Закон об энергосбережении (Федеральный закон № 261-ФЗ) запретил лампы накаливания 100 Вт и выше (и грозится запретить все лампочки накаливания мощнее чем подсветка в холодильнике), так что и лампами накаливания обеспечить требуемую освещённость также затруднительно. Пора уже про них начинать забывать.
4. Светильников с IP31 практически никто не делает. Бывает обычно IP20, IP40, IP23, IP54, IP65. ПУЭ говорит нам, что в обычных помещениях можно применять IP20, IP40, а в пожароопасных помещениях с твёрдыми горючими веществами необходимо применять светильники IP23 и выше (ПУЭ п. 7.4.32). При этом, светильники не должны иметь рассеивателей из горючих материалов (ПУЭ п. 6.6.5). А в соответствии с НПБ-105-03 (он же СП 12.13130.2009) Электрощитовая из-за обилия электрокабелей относится к категории В3 или к В2, что в данном случае соответствует категории П-IIа по классификации ПУЭ.
5. Поскольку электрощитовая зачастую может быть отнесена к помещениям с повышенной опасностью поражения током, то если нет возможности установить светильники на высоте более 2,5 м от пола до нижней точки светильника, то светильник должен иметь II класс защиты
в п. 1 я имел в виду, что светильник со встроенным аккумулятором (даже светодиодный) почти наверняка не обеспечит 200*0,3=67 лк в течение часа. Приходится использовать отдельные ИБП для питания аварийного освещения.
ЯТП-025 — опять же, не имеют IP31. Можно найти IP54.
Кроме того, с ними связано пара заморочек:
1. ПУЭ п. 1.7.85 гласит, что понижающие разделительные трансформаторы должны соответствовать ГОСТ 30030-93, то есть быть сертифицированы именно как разделительные безопасные. Найти именно такие ЯТП непросто. Потому я использую ЯТПВ производства ЗАО «ЧЭАЗ» — они имеют сертификат на соответствие ГОСТ 30030-93, либо аналоги с соответствующим сертификатом.
2. Вилки и розетки штепсельных соединителей в цепях СНН не должны допускать подключение к розеткам и вилкам других напряжений (ПУЭ п. 1.7.73), а что делают производители ЯТП?
Спс, что просветили с требованием российского СП 52.13330.2011.
1 Извините, не учел эти требования. Опирался в основном на наши, белорусские, ТНПА. Пожалуй, добавлю примечание к статье.
2 Сверху щита возможно и будет 200лк.
3 Используйте ЛН 95Вт))) Лично я лампы накаливания вообще не применяю, за исключением помещений, в которых работа других ламп будет затруднительна.
4 У нас электрощитовая относится к категории В4 и не соответствует П-IIа. В основном ставлю светильники IP44 (IP54). Я просто указал минимальную степень защиты.
5 Либо подключаться через УЗО.
Резервное освещение — какая категория электроснабжения? У нас четко прописано...
Добрый день, Игорь. Спасибо за очередную полезную тему для обсуждения. По статье у меня есть некоторые предложения и замечания.
Начну с предложений! 🙂
1. Почему бы не разделить абзацами (пунктами с общим заголовком «Основные выкладки» и т.п.) все положения ТНПА (в частности, ТКП 45-4.04-149-2009), которые «чесом» приведены в 4-ом абзаце. Для меня такое изложение материала сложно для усваивания.
А теперь о замечаниях.
1. Однажды эксперт Левин А.Л. (один из авторов-разработчиков ТКП 45-4.04-149-2009, теперь на пенсии) сделал мне такое замечание применительно к ЯТП-0,25 в общественном здании:
«В системе БСНН применение устаревших ЯТП-0,25 запрещено. Следует заменить на ЯТ-0,25 по ТУ BY 100288958.002-2005 с безопасным разделительным трансформатором.» С тех пор в своих проектах я применяю только ЯТ-0,25 (см. «Ящик с разделительным понижающим трансформатором»).
2. Не могу с Вами согласиться, что Электрощитовая не соответствует критериям отнесения ее к помещениям с зонами П-IIа по ПУЭ. Полагаю, что раз все помещение отнесено к категории В4 по ТКП 474-2013 как пожароопасное, то в нем обязательно есть зона с категорией П-IIа.
Я просто хотел кратко изложить все требования, т.к. думаю все их и так знают.
1 По поводу понижающих трансформаторов когда-то и у нас был подобный вопрос... пока без комментариев.
2 У меня тогда встречный вопрос, если там зона П-IIа, то почему степень защиты ВРУ может быть IP31, а не IP44, как того требует ПУЭ п.7.4.20?
ВРУ совершенно не обязательно устанавливается именно в электрощитовой. ВРУ может быть боксиком из 2-3 автоматов, а может быть взрослым ЩСН-ом, состоящим из более чем десятка напольных шкафов в метр шириной и более полуметра глубиной каждый. Соответственно и количество кабелей получится различным. Именно поэтому п. 7.1.28 и составлен в сослагательном наклонении: « как правило, следует» и «не ниже», то есть, подразумевается, что не все ВРУ будут установлены в электропомещениях, а IP вполне может быть и выше.
По поводу ЯТП-0,25. Например, если взять ЯТП производства ЕКФ, то в каталоге написано:
Производитель по этому поводу ответил следующее:
Я лишь ссылаюсь на замечание опытного эксперта. 🙂
У нас категория электрощитовой В4/н/н (не нормируемая). Так что светильники IP20, ВРУ и ЯТП 31-ые.
Я так понимаю вы тоже из РБ))
Нет из России, Саратов, проекты периодически проходят и региональную и федеральную экспертизы.
Мы тоже до недавнего времени проекты без проблем в экспертизу сдавали. Примерно полгода назад эта фигня с пожароопасностью началась. Якобы слишком большой объём пожарной нагрузки из-за наличия кабелей в ПВХ изоляции в помещении. Никого не интересует, что индексы нг(A) -LS имеются.
Объем пожарной нагрузки трудногорючих веществ влияет только на определение категории (В1...В4).
При определении класса трудногорючие вещества (кабели) не участвуют.
Закон ФЗ-123 для класса П-IIа нормирует только объем горючих веществ и материалов (не более 1 МДж/кв.м.).
Поскольку кабели не относятся к горючим веществам (они трудногорючие), то электрощитовые не относятся к П-IIа (они не пожароопасные; в некоторых электрощитовых заводов щиты вообще открытые IP00).
P.S. ФЗ-123 делит вещества на гороючие, трудногорючие, негорючие.
P.P.S. ПУЭ никогда не относило электрощитовые к пожароопасным помещениям (термин «сгораемые» надо понимать в терминах 70-80-х годов выпуска 6-го издания ПУЭ).
Учебники и книги того же мнения (например, книга Оболенцева "Эл.освещение общепром-х помещений, 1990).
НТП-99 «Тяжпромэлектропроект».
10.10. Электропомещения согласно п.10.3, отнесенные к категории В, не следует относить по требованиям гл.7.4 ПУЭ к пожароопасной зоне какого-либо класса.
Где это написано? Ссылку на нормативный документ привести можете?
Ха! Нашли чем удивить! Раньше и пробки были в нулевом проводе и групповая проводка алюминиевая... мало ли что раньше было!
Этот документ не действует.
1. ТСН 23-308-2000 Московской области признан утратившим силу на основании распоряжения Минмособлстроя от 04.05.2008 N 14.
2... В соответствии со СНиП 10-01-94 (п.7.11) Госстрой России осуществляет регистрацию территориальных строительных норм с присвоением соответствующего обозначения и номера. Данному документу присвоено обозначение ТСН 23-308-2000 Московской области. В "Указатель нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации" (по состоянию на 01.01.2011 г.) территориальные строительные нормы не включены.
Я и сам понимаю, что пожароопасное электропомещение — это сумасшествие, только как доказать обратное (на какой действующий НТД сослаться)?
Обоснование — см. ФЗ-№123 (статья 18, статья 12).
Информацию по кабелям, по идее, завод-изготовитель может предоставить.
Но это в принципе очевидно из определения трудногорючих веществ статьи 12 ФЗ-№123.
Ссылку на рекомендации НТП-99 и прочее (например, по IP00) дал для понимания действующей главы 7.4 ПУЭ 6-е издания (принята приказом от 1980 года).
О физическом смысле.
Например, бумага — горючее вещество. При попадании на нее искры она воспламенится и будет дальше гореть.
Кабель (нг) при попадании искры не загорится. Если поднести зажигалку, начнет гореть. Но когда уберем зажигалку, перестанет гореть.
Поэтому кабели (нг) относятся к трудногорючим веществам.
По этому принципу и классифицируют установки и по ПУЭ, и по ФЗ.
Если есть горючие вещества, то пожароопасное (ФЗ для П-IIа даже мягче ПУЭ, он устанавливает П-IIа только при пож.нагрузке более 1 МДж/кв.м.).
Если только трудногоючие, то не относится к пожаропасным классам.
По этому принципу и классифицируют установки и по ПУЭ, и по ФЗ.
нет. В ПУЭ материалы делятся на горючие и негорючие, а горючие в свою очередь имеют 4 класса горючести Г1-Г4. Если почитаете ПУЭ и СП 31-110-2003, то обнаружите там именно эту классификацию.
Пролистал ФЗ-№123 — не нашёл там ничего про определение категорий пожароопасности
А причем тут кактегории? Мы говорим о классе.
ФЗ-123
Статья 18. Классификация пожароопасных зон
1. Пожароопасные зоны подразделяются на следующие классы:
......
3) П-IIа — зоны, расположенные в помещениях, в которых обращаются твердые горючие вещества в количестве, при котором удельная пожарная нагрузка составляет не менее 1 мегаджоуля на квадратный метр;
Статья 12. Классификация веществ и материалов (за исключением строительных, текстильных и кожевенных материалов) по пожарной опасности
1. Классификация веществ и материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара или взрыва.
2. По горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы:
1) негорючие — вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);
2) трудногорючие — вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;
3) горючие — вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
3. Методы испытаний на горючесть веществ и материалов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Алексей, а Вы уверены, что при выходе действующей гл.7.4 ПУЭ в далеком 1980 году деление веществ на горючие и негорючие было таким же, как в 1994 г. и 2003 г.? СП 31 и главы ПУЭ 7-го изд. (например, гл.7.1) это документы совсем другой эпохи (разница в 23 года).
Никто в 80-е г. не относил электрощитовые к П-IIа.
Это началось после выхода упомянутого выше ФЗ-123.
Эксперты-пожарные в определении статьи 18 не заметили слово «трудногорючие».
И ошибочно путали с расчетом категории. При расчете категорий учитывается вся пож. нагрузка (и горючие вещества, и негорючие).
Но сама статья 18 (вкупе со статьей 12) ФЗ-123 опровергают подобные мнения и замечания.
Светильники, точнее лампы лучше использовать долгоиграющие и яркие типа светодиодных.
Тут многое от заказчика зависит, не каждый хочет светодиоды...
я тоже всегда использую вариант 1. если щитовая маленькая то применяю светильники с КЛЛ
к вопросу по категориям:
РФ
1) А231 «Требования к строительной части рабочих чертежей электропомещений и кабельных сооружений промышленных предприятий А231 „ОАО ВНИПИ ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ“, М.2003 г»
п.8.25 «категорийность помещения по ПБ определяется проектировщиком расчетом по методике, приведенной в НПБ 105-95. Обычно категорийность электротехнических помещений ... В1...В4.»
«Принимать категорию Г для электротехнических помещений не следует».
НПБ сейчас заменился СПшкой, но методология осталась прежней.
2) Теплота сгорания горючая масса (ГМ) кабеля, 29,1 МДж/л
3) для примера: кабель ВВГнг-LS 5×4 содержит 0,11 л/м горючей массы (интернет с сайта завода-изготовителя)
4) например: 100м кабеляь ВВГнг-LS 5×4 дадут 11 л ГМ, т.е. 320 МДж, что для щитовой в 10м2 дает нагрузку 32МДж/м2.
по НПБ это В4 (до 180 МДж/м2).
PS я всегда еще подбрасываю ПВХ (короба внутри шкафа — 14,3МДж/кг), резина (коврики, изоляция — 33,5МДж/кг), иногда дерево (лестница, поставки, щиты, стулья в конце концов 🙂 — 12,4МДж/кг).
иногда в очень маленькой щитовой можно выйти на В3. выше еще ни разу не было (даже когда внутрь пихал ДЭСку :), но там места было много).
к ДЭСке и другим еще веществам, которые можно встретить по нашему профилю:
— дизельное топливо — 43 МДж/кг
— трансформатоное масло — 43,2МДж/кг
— бензин — 44МДж/кг
— мазут — 40,6МДж/кг
— уголь (каменный) — 27МДж/кг (как то вешал шкафы в угольной котельной 🙂 )
Кстати, НПБ 105-03 — такой же действующий документ как и СП 12.13130.2009.
Это у вас щитовая маленькая. У нас, как правило, менее 100 м2 не бывает и отходящие кабели не менее 5×35 мм2
Но для выбора электрооборудования используется категория по ПУЭ, а не по НПБ 105, поэтому вопрос — В2/В3/В4 (из-за наличия кабелей) по НПБ 105 какой категории по ПУЭ соответствуют? ПIIа?
А разве есть связь между категориями по НПБ и ПУЭ? В ПУЭ есть определения, характеристики в соответсвии с каторыми присваиваем нужную пожароопасную зону.
+1
Щитовую никак не категорирую по пуэ.
но строители просят каждый раз посчитать и выдать им категорию по нпб
Бывает пожарники требовали считать объем горючей массы, в последнее время крайне редко такое. Видимо из-за того, что кабели трудногорючие, надо будет более детально разобраться по этой теме.
Приветствую всех знатоков! Вопрос такой — есть ли где нибудь информация о размерах здания щитовой(толщина кладки стен, материал потолка, марка кирпича и тд)? Планируем установить 3 насоса по 75кВт, от него протянуть кабель до будущего здания щитового. Заранее спасибо за ответ.
Автор полностью не прав. ни в одном из вариантов. хотя, в недавнем прошлом, светильники с БАП я тоже ставил. светильник с БАП дает около 30% светового потока ЛАМПЫ светильника, или около 15% светового потока 2х лампового светильника, или 7,5% 4-ех лампового. смотрите внимательно сп 52.13130 п.7.110, 7.113. написано четко. поэтому согласен с комментарием насчет отдельного ибп на аварийное освещение. к примеру, белый свет подобные делает, погуглите. применять обычный клавишный выключатель в цепи аварийного(резервного) освещения нельзя. нужно делать простенькую автоматику, которая при исчезновении напряжения на рабочем вводе включает аварийку. или при сработке пускателей авр запустит аварийное освещение. пример 3, вообще глупость. читайте сп 52 внимательно. наличие резервного освещения не отменяет рабочего освещения! а что будет при сгоревшем дросселе/эПРА светильника? должно быть наличие и рабочего, и аварийного освещения! т.е. нужно поставить два светильника минимум. только так выполняются все требования по гарантированному освещению необходимого помещения.
Хотел бы я взглянуть на освещение вашей электрощитовой, где на освещение безопасности у вас установлен ИБП)))
Какие нормативные документы (для России) допускают питание освещения безопасности (резервное) совместно с рабочим?
Что вы имеете ввиду? От общего щита освещения?
Делаю примерно так же, но смущает вот что:
п. 7.1.4 ТКП 153 говорит нам о том, что в помещении может быть либо рабочее либо рабочее+аварийное освещение, но никак не только аварийное. Логика вроде бы есть.
Например, при двух вводах в здание, если требуется выполнить эвакуационное освещение в маленькой душевой, а также гардеробной при ней, обычно ставятся по одному "Аэ" светильнику и там и там без БАПа (т.к. 2 ввода). Но ведь при "пропадании" второго ввода, на котором висит щит аварийного освещения, в вышеуказанных помещениях будет темно. Выходит, ставим исключительно по 2 светильника либо добавлять БАП ? Второй вариант, видимо, дороже
ТКП 45-2.04-153-2009 (Естественное и искусственное освещение)? Что-то у меня совсем другое написано или я не так читаю))
Если у вас 2 ввода, то рабочее освещение от одного ввода, аварийное — от второго. В таком случае обязательно нужно 2 светильника.
2 светильника будет скорее всего дешевле, чем 1 светильник с БАП. К тому же БАП не вечный, через несколько лет придется менять. Я как-то сравнивал, не в 2 раз, но где-то в 1,2-1,5 раза будет дороже.
Но, с другой стороны, удобнее, когда у вас будет 1 выключатель в помещении, а не 2.
Примерно так и думал. Разумеется, это ТКП 45-2.04-153-2009. п.7.1.4, 2-й абзац: "Нормируемые характеристики освещения в помещениях и снаружи зданий могут обеспечиваться как светильниками рабочего освещения, так и совместным действием с ними светильников освещения безопасности и/или эвакуационного освещения"
На мой взгляд в этом пункте не учитывают, что светильник может быть с БАП.
В небольших помещениях, где требуется аварийное освещение при 3-й категории, ставлю один светильник с БАП.
А как на счет двухполюсного выключателя (ав.+раб. управляется одним выключателем)? В НДТ запрета на нашел.
Пипец... устал читать...
Во тему развернули, думал хоть кто то выскажет мысль что для категории П-IIа ключевым словом в определении категорий является "обращаются"
П-IIа — зоны, расположенные в помещениях, в которых обращаются твердые горючие вещества в количестве...
обращаются - это не те вещества которые находятся там стационарно (кабели, щиты и т.п.)
Электрощитовая по ПУЭ не нормируется, там ничего не обращается, если конечно ее не использовать под кладовую 🙂
Может я не прав, но как тогда быть с требованием п.7.4.37 ПУЭ не допускающим транзитную прокладку кабельных линий всех напряжений через пожароопасные зоны ???
Транзит — это когда кабель начинается и заканчивается вне данного помещения.
Если кабель в щитовой начинается, то он в ней не транзитный.
Что непонятного-то?
согласен, с транзитом не прав
Подскажите пожалуйста, каким кабелем тогда выполнять подключение светильников аварийного освещения по варианту 2.