Сразу хочу заметить, эта тема никак не связана с банковской деятельностью =) Хочу вам дать несколько советов, как вести общение с заказчиком в процессе проектирования. Это очень важно при проектировании больших и долгосрочных объектов.
Долгое время я считал, что достаточно просто договориться по телефону, но когда время проходит, сроки переносятся и в конце проектирования вас может ожидать неприятный сюрприз, если не будете прислушиваться к моим советам.
То, что я хочу донести до вас можно сказать одной известной поговоркой:
Небольшая предыстория. Проектировал я один объект. Я думал, через месяц-два я про него забуду. Но, проектирование с учетом многочисленных корректировок растянулось на полгода. Обо всем мы договаривались по телефону. Заказчик у меня достаточно неплохой, всегда выполнял свои обязанности, да и сейчас в принципе ничего не изменилось. Но, видимо я по телефону расслышал не ту цифру, на которую рассчитывал… В результате моя сумма оказалась примерно на 30% меньше. Мне в первое время было неприятно, но, в конце концов, я считаю, что сам виноват, т.к. не сохранил никаких подтверждающих документов. Возможно, я просто услышал то, что хотел услышать =)
Исходя из этого, хочу вам сказать, что всегда записывайте все договоренности себе в записную книжку, все корректировки, все выплаты.
Просите, чтобы ваш заказчик дублировал свои слова на e-mail.
Лично я предпочитаю вести электронный учет дебиторской задолженности и для этих целей создал простенькую программу (форму для заполнения).
В книге имеется несколько вкладок. Каждая вкладка относится к одному заказчику. В роли заказчика может выступать не только заказчик проекта, но и, к примеру, сосед, которому вы одолжили денег.
Вкладка содержит 3 таблицы, которые состоят из двух секций. Каждая таблица предназначена для учета всех договоренностей по одному объекту.
В верхней части мы проставляем дату (можно краткое описание), размер договоренности (сумму которую одолжили). Сюда же мы записываем все корректировки. Сумму можно вводить в трех разных валютах, думаю этого достаточно. Можно их поменять.
В нижней части мы записываем дату и поступившую сумму.
Внизу у нас строка, которая показывает задолженность. В идеале там должны быть нули.
Разумеется, этот документ не несет никакой юридической силы. Просто учет всех договоренностей с заказчиком.
Подобную программу можете себе сделать сами, а можете
А почему бы просто не оформить договор, гдк прописаны все суммы, сроки и обязательства?
Есть разные объекты и разные отношения с заказчиками... Не стоит строить вокруг себя идеальный мир))
Вы знаете, Игорь. не особенно огорчайтесь по поводу недоплаты. Заметил у себя следующую закономерность.Как только появляется хороший заказ и ты накрутил и думаешь: "Ну, сейчас денег срублю ", — начинают вылазить разные "гвозди" и подводные камни . В результате он оказывается не таким выгодным и ты свои деньги отрабатываешь. Когда берешься за невыгодный заказ ( а куда деваться?- других нет), то потом добираешь на авторском надзоре или тот же Заказчик приносит следующую работу. Интересно, у других тоже так?
Так что деньги Вам когда-то вернутся. По крайней мере у вас появился опыт и новая программа. А шишки на лбу нужны для роста извилин.:)
Вы правы по поводу опыта. Я себя еще утешаю тем, что могу с вам поделиться своим опытом. Может быть объект получился не очень выгодный, но опыта прибавилось...