А вы задумываетесь, когда читаете требования нормативных документов? Пытаетесь понять, что имел ввиду автор нормативного документа? Или вы такие же буквоеды, как наш энергонадзор? =) Обо всем по порядку, разберем конкретный пример подключения световой рекламы.
В последнее время мне порой приходится делать проекты под арендуемые торговые помещения (бутики) в торговом центре.
В таких помещениях встречается световая реклама. Думаю каждый из вас представляет что это такое.
В общем, в ТКП 45-4.04-149-2009 (Системы электроснабжения жилых и общественных зданий) есть такое требование:
Г.3 Применение УЗО является обязательным:
— для групповых сетей установок световой рекламы и архитектурного освещения зданий;
У меня было примерно такое же торговое помещение, как на картинке. Над входом должна висеть световая реклама. Отметка установки рекламы – более 2,5м. Был сделан монтаж, а мне требовалось сделать проект и согласовать с энергонадзором. На световую рекламу был установлен автоматический выключатель.
Энергонадзор, увидев надпись «световая реклама», потребовал установить УЗО. Мои доводы его не убедили, вернее не хватило совсем немного, а мне не хотелось больше возиться с тем проектом и я решил сделать так, как того хотел инспектор. Заменил я автоматический выключатель на дифавтомат.
Давайте попробует порассуждать, насколько правомерно данное требование.
Формально… все правильно, требование ТКП 45-4.04-149-2009. В СП 31-110-2003 (Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий) я такого пункта не увидел.
На мой взгляд, световую рекламу, установленную выше 2,5м внутри помещения можно рассматривать как обычный светильник освещения.
Я думаю, данное требование следует применять к световой рекламе, установленной снаружи здания или же при размещении в зоне поражения электрическим током, поскольку только в этих случаях могут быть тяжелые последствия. На улице погодные условия могут повредить световую рекламу, что может привести к попаданию фазы туда, где ее не должно быть. Установка УЗО для световой рекламы, которая находится ниже 2,5м от уровня пола, позволит защитить посетителей от возможных ударов током.
Зачем устанавливать УЗО для световой рекламы внутри здания, находящейся выше 2,5м для меня не понято.
На самом деле мною была допущена грубейшая ошибка. Вместо названия «световая реклама» нужно было написать «световая подсветка». Где требования по установке УЗО для световой подсветки? =)
Неплохо было бы получить разъяснения от разработчика данного ТКП. Думаю, продолжение еще будет…
А как вы считаете, кто прав в данной ситуации?
Все по своему правы. Вы обязаны исполнять требования нормативов, а там написано реклама. Если вы как проектировщик считаете, что в данном случае данное требование не обосновано, то и обзывайте это тем, чем по вашему это является — т.е. светильником декоративного освещения. «световая подсветка» это тавтология.
Многие из моих знакомых проектировщиков, архитекторов меняют слова, встречаемые в нормах для того, чтобы избежать лишних проблем. а иногда чтобы сократить себе работу. Например чердак и подвал называют техническим этажом, складское помещение подсобным помещением. и сразу становится не обязательно выполнять нормы, предъявляемые к выше оговоренным помещениям
Я, уверен, что все, что на улице необходимо подключать через УЗО (причем не зависимо от высоты установки). Внутри помещений - очень было-бы интересно услышать обоснование от разработчиков ТКП. А, что касаемо подмены (замены) названий помещений, то это на мой взгляд обычная практика, но при этом нельзя забывать об технических особенностях и назначении помещения.
Для электрика некоторые вещи не зависят от названия в архитектурном проекте. Сразу не скажу где, но для чердака есть определение, и если у вас стропильная кровля, а под ней помещения и названо «техэтаж», то вы все равно «попали».
по поводу вашего примера согласен, но обычно они не про электрика думают, выбирая названия.
Вы ВСЕ всё правильно говорите, только в данном случае автору повезло что экспертизы на этот бутик не было, на сколько я понимаю. А вот если бы была, то там буквоеды те еще, стараются за каждый пункт нагибать нашего брата. Хотя везде эксперты разные, и как он отнесётся, например, к изменённому названию помещения (чтобы не делать каких-то мероприятий) неизвестно, всё будет зависеть от того выспался ли он и сколько шоколадок съел за завтраком. К чему я это? А к тому, что если бы экспертиза была и эксперт «одобрил» то, о чем говорит автор (выше 2,5м узо не надо), то энергонадзор можно было бы ткнуть носом в ПД, прошедшую экспертизу и все, а так да, придётся менять ВА.
Может есть опыт по подсветке уличных рекламных щитов, какие могут быть особенности?
Этот пункт прописан для всех световых реклам, в том числе и тех, которые располагаются ниже уровня 2.5 м, например на уровне груди. Логичнее было бы указать "для световой рекламы, расположенной ниже отметки 2 м. Но этого нет, авторы не стали заморачиваться и просто поставили все световые подсветки под УЗО. Спорить тут бесполезно. В новых выпусках вряд ли что-то изменитсяю